Петренкова Зоя Васильевна, 1935 года рождения, образование средне-специальное, окончила Днепропетровское государственное театральное училище Министерства культуры УССР в 1955г. Работает в отрасли «Культура» 57 лет, из них в Ирбитском театре 44 года. Член Союза театральных деятелей, успешная актриса, известная на Урале, как зрелый, опытный мастер, снискавшая любовь нескольких поколений зрителей, сама принадлежит к поколению актеров, которые всю жизнь служат театру преданно и бескорыстно. Сыграла более 200 ролей. Природная одаренность, профессионализм, высокий стиль, изысканные манеры, редкий в современном театре дар с классической ясностью передавать мимолетные движения души, большой жизненный опыт и творческая не успокоенность помогают ей оставаться одной из самых заметных и востребованных актрис театра.
Первое десятилетие творческой жизни Петренкова З.В. посвятила поискам своего театра. С 1956 по 1960гг. успешно работала в Чистяковском театре им. Маяковского Сталинской обл. УССР, играла лирических героинь, была награждена городскими и областными грамотами. С 1960 по 1968гг. работала в театрах Кургана, Прокопьевска Кемеровской области, Кимры Калининской области, Хмельницком областном драматическом театре им. Г. Петровского, в Закарпатском русском драматическом театре г. Мукачево. С 1968г. и по настоящее время актриса Ирбитского театра драмы. С именем Петренковой З.В. связана целая эпоха в истории старейшего театра Урала. Многочисленные рецензии 70-х годов свидетельствуют о тонкости, изяществе, эмоциональности ее дарования, о богатых актерских возможностях, позволяющих ей играть и глубоко драматические, и комедийные роли. В судьбах большого числа молодых, задорных, пылких героинь, населявших советские пьесы тех лет (Любина «Синие росы» М. Зарудного, Сооткин «Тиль» Гр. Горина, Ирина «Родственники» Э. Брагинского и Э. Рязанова, Нина «Долгожданный» Аф. Салынского, Варвара Ивановна «Жужжа из Будапешта» Л. Жуховицкого, Надежда Крупская «Революционный этюд» М. Шатрова) актриса стремилась раскрыть природу женского максимализма и безумную погоню за мечтой. Но настоящий звездный успех принесли Петренковой З.В. роли классического репертуара: Кручинина — «Без вины виноватые» А.Н. Островского, Смеральдина «Слуга двух господ» К. Гольдони, а роль Елизаветы в драме Ф. Шиллера «Мария Стюарт» стала настоящим культурным событием в городе. Спектакль надолго запомнился зрителям и вошел в историю театра, благодаря успешному исполнению главной роли актрисой Петренковой З.В. Масштаб этой роли во многом определил ее творческую судьбу. Редкий трагический потенциал актрисы еще не раз прозвучит в ее работах. В спектаклях 80-х годов это будут роли Анны Николаевны Галановой в пьесе Л. Леонова «Нашествие» и Фру Альвинг в драме Г. Ибсена «Привидение». Петренкову З.В. увлекают характеры крупные, цельные, верные себе. Для нее характерны глубокий интерес к духовному миру своих героинь, в каждом конкретном персонаже она стремится найти, определить его личные интересы, отношения с людьми, жизненную позицию. В суровые 90-е годы удручающего падения театральной культуры, эклектики и бесстилья Петренкова З.В. оставалась красивой, женственной, мягкой, строгой, изысканной актрисой — стилисткой. Молодые артисты у нее учились и ей подражали. Она отважно играла зрелых женщин (Филумена Мортурано «Женщина не знавшая слез» Э. де Филиппо, Софи «Семейный уикенд» Ж. Пуарэ, моноспектакль «Американка» Н. Коляды). Ей удавалось полнокровно и умно показывать «клинику» характеров, их компромиссы, потери и обретения. Смело актриса осваивает и другие жанры.
Например, беспощадно и гротесково играет пьяницу соседку без имени в «Самозванце» — комедии Л. Корсунского. Участие Петренковой З.В. в спектакле — сказке для детей всегда праздник для зрителей и для партнеров. Под обаяние актрисы попадают дети, родители, старики, тинейджеры. На Петренкову З.В. ходят семьями, классами, коллективами. Ей пишут письма, о ней пишут в газетах. Она известна во многих городах и селах Уральского региона, Сибири, Зауралья. Об этом свидетельствуют Почетные грамоты, которыми она награждалась за роли, за участие в гастролях в Алапаевске, Тавде, Слободе Туринской, Тугулыме, Кизеле Пермской области, Орске Оренбургской области.
В первое десятилетие нового века заметно активизировалась деятельность Ирбитского театра, прибавилось интересной творческой работы и у актеров, появился новый зритель. Петренкова З.В. по-прежнему в отличной форме, подтянутая, женственная, обаятельная, нацеленная на работу и по-прежнему самая репертуарная актриса. Делится секретами с молодыми актерами, учит тактично, бережно. Сжатую, но исчерпывающую характеристику дает она дамам во французских и английских комедиях и детективах. Ярко и празднично играет комических старух в пьесах А.Островского. С большим успехом прошел ее бенефис «Мораль пани Дульской» Г. Запольской, где она играла главную ролью. Отмечали критики две последние роли актрисы — Манефа «Корабль дураков», по пьесе Н. Коляды» и Нина Ивановна «Ретро» по пьесе А. Галина. В коллективе Петренкова З.В. непререкаемый авторитет, пример высокой театральной культуры, трудолюбия и скромности. Член художественного совета. Постоянный участник творческих встреч, концертов, всех гастрольных поездок, активный пропагандист театрального искусства. В 60-е, 70-е, 80-е и 90-е годы Петренкова З.В. семнадцать раз награждалась Почетными грамотами районных, городских и областных ведомств Свердловской области, а также г. Кизел Пермской области, и г. Орск Оренбурской области. В 1990 году награждена медалью «Ветеран труда». В 2001г. награждена Почетной грамотой Министерства культуры Свердловской области и Почетной грамотой администрации МО город Ирбит. В 2004г. присвоено Почетное звание «Лучший работник культуры» МО город Ирбит.